20 марта 2017

В Москве отметили столетие иконы Божьей Матери «Державная»

18 марта 2017 года православная общественность отслужила молебен, провела крестный ход и конференцию по случаю столетнего юбилея явления Державной иконы Божьей Матери в Царском селе Коломенском
Публикую статью Варвары Грачёвой с сайта http://kolokolrussia.ru с рассказом о праздновании 100-летия обретения иконы Божьей Матери «Державная».
Святая Русь еще жива: в Москве отметили столетие иконы Божьей Матери «Державная»
Православная общественность отслужила молебен, провела крестный ход и конференцию по случаю столетнего юбилея славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском селе Коломенском. В минувшую пятницу православные силы России, Украины и Белоруссии в лице неравнодушных активистов собрались у Казанского храма Коломенского, чтобы поклониться иконе-хранительнице нашей державы в 20 в., явленной народу сто лет назад. Многочисленный крестный ход от храма проследовал до восстановленного деревянного дворца царя Алексея Михайловича, где состоялась тематическая конференция. Собрание вел президент фонда им. Св. Василия Великого Василий Бойко-Великий, пригласивший историков, общественных деятелей, говоривших о трагедии 1917 года и монархии как неотвратимом будущем Русского Царства.

После торжественного молебна (в церкви съемка была запрещена – прим. авт.) у подлинника иконы-именинницы на выходе из храма собралась процессия с иконами и хоругвями, которую возглавил Василий Бойко-Великий.
Крестный ход прошел по территории музея-заповедника Коломенское до дворца Алексея Романова. Интересно, что к шествию присоединилось несколько сторонних наблюдателей, туристов, так что к концу пути оно растянулось на сотни метров.
Поскольку официальных речей и выступлений вплоть до начала конференции запланировано не было, расскажем об истории обретения иконы «Державная». Она была обретена 2 (15 по новому стилю) марта 1917 года – в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго – в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Все началось с того, что крестьянка Евдокия Адрианова стала видеть во сне белую церковь и слышать повторяющееся требование «найти черную икону и сделать ее красной».

Женщина рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском, и после долгих поисков в подвалах церкви действительно нашли большую почерневшую от времени икону. На доске проступало изображение Младенца Христа на коленях у Богородицы, державшей в руках скипетр и державу.


В своем донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон писал: «По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

Стоит обратить внимание, что на первообразе иконы нет креста. По мнению верующих, это символизирует тот факт, что Держава была обезглавлена. 15 марта 1917 года России было показано, что Царя у нее больше нет, зато со страной остается Небесная Царица, которая будет вести народ через крайне тяжелый, богоборческий период.

После революции икона стала предметом народного почитания. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», при участии Св. патриарха Тихона ей были составлены служба и акафист. Люди верили, что сама Царица Небесная отныне – единственная законная властительница России.

Крестными ходами к иконе тянется вся Москва. В них участвовало по 2,5-3 тысячи человек. Первым местом, куда крестным ходом ее вынесли из Коломенского, была Марфо-Мариинская обитель. Затем икону перенесли в Благовещенский собор. Крестные ходы шли до тех пор, пока возможно было это делать. Молитва к иконе, написанная Патриархом Тихоном, распространялась многотысячными тиражами.

В советское время икона хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году она была возвращена в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, а в августе 2007 года ее провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.
~
Практически все участники крестного хода затем не разошлись по домам, а стали участниками конференции во дворце Алексея Романова. Президент фонда памяти Патриарха Гермогена Галина Ананьина, выступавшая одной из первых, много лет изучала историю иконы «Державная».
«Патриарх Алексий II написал прошение о том, чтобы Государственный Исторический музей передал икону Церкви. И в 1990 году, 27 июля, накануне дня памяти Св. Владимира-Крестителя, эта икона переносится в Коломенское – в храм, где мы сегодня молились. Ее перенесли очень тихо и скромно. Есть предание, что в этот день здесь забил святой источник. После 1999 года начинается ее массовое почитание. Я всегда считала, что первый Храм иконы Божией Матери «Державная» – это часовня у Храма Христа Спасителя. В 1988 году был заложен первый камень будущего кафедрального собора, на что дал благословение старец Николай Гурьянов, добавив, что часовня должна обязательно быть названа именем державной иконы Божией Матери.

В 2007 году, когда состоялось воссоединение РПЦ с РПЦЗ, за рубеж было решено послать именно «Державную» икону, перед которой потом молился весь православный мир. Именно с возвращением этой иконы в 90-е годы прошлого века началось восстановление монастырей, церквей, вновь засияли на куполах наши кресты. Мы можем быть уверены, что Богородица утвердилась во власти и не оставила Россию. Мы не потеряем Святую Русь», – отметила Ананьина.
Предприниматель, благотворитель и общественник Василий Бойко-Великий вернулся к революционным событиям 1917 года и заявил, что вины царя в февральском перевороте нет. По его мнению, Николай Второй стал очередной жертвой богоборцев, а первое подобное убийство произошло еще в 1147 году, когда киевляне жестоко расправились с великим князем Игорем Ольговичем, за год до этого принявшим схиму. А первым императором-мучеником, по мнению Бойко-Великого, был Павел I Романов.
«Николай Второй царствовал 23 года. И многие историки высказывают мнение, что если бы он залил кровью Петроград, расстрелял бы всех лидеров восстания, то мог бы править еще много времени. Но сие было невозможно. Это не дело русского православного монарха – стрелять, убивать и устанавливать кровавую диктатуру. Не Божие это дело. Именно поэтому он сделал все возможное, чтобы сохранить православное царство – когда народ любит царя, а царь заботится о народе. А не когда царь кровью и штыками заставляет народ подчиняться ему и его правлению. Если бы император сделал все возможное, чтобы в крови утопить восстание – он бы перестал быть православным монархом.

Мы помним «столыпинские галстуки», помним пресненское восстание в Москве – тогда меры по подавлению революции были суровыми, но жертв в общей сложности было не более 2 тыс. человек, и они в итоге позволили погасить революцию 1905-1907 гг. При этом от рук террористов-революционеров за все время царствования Николая Второго погибло 20000 человек – лучших представителей российского дворянства. Просто сравните эти цифры. Добавлю, что сотрудников внутренних дел во всей империи тогда было в 20 раз меньше, чем сейчас.

Заговор против царя был и у эсеров, и в прогрессивном блоке Думы, среди соратников Керенского. Всем этим руководили масонские круги, которые взяли реванш после декабристского восстания. По сути все лозунги Временного Правительства Керенского, Гучкова, Милюкова – это немного видоизмененные тезисы декабристского восстания.

Мог ли государь что-то против них сделать? Он отдал приказ о подавлении восстания, послал из ставки генерала Иванова с верными солдатами, отдал соответствующие приказы по армии – но все они не были исполнены. Перед революцией разлагались нравы во всех слоях общества, среди дворянства и интеллигенции процветал блуд и оккультизм. Люди не хотели терпеть никаких ограничений в жизни, и в этом смысле православный монарх всем очень сильно мешал. Я думаю, что из-за отступничества высшего света уже просто не было Воли Божьей, чтобы государь остался у власти», – считает Бойко-Великий.
Сейчас стало модно спорить о том, отрекался царь от престола или не отрекался, и можно ли считать такое отречение действительным с юридической точки зрения. Бойко-Великий рассказал, что лично держал в руках дневник императора, проводил экспертизу листка с отречением вместе с историком Петром Мультатули.
Получать информацию
Подпишитесь на мою рассылку, если Вы хотите участвовать в мероприятиях и помогать в благих делах